8 800 100-0-178
бесплатно по России
Авторизация:

Консерванты в косметике

Официальный сайт производителя российской косметики MIRRA

Автор: Иванова Оксана, ведущий технолог производства.

Наверное, сейчас нет ни одного человека, который бы не слышал слово «консервант». Фразы с ним встречаются повсюду. Косметика без консервантов, продукты и пр. Люди слышали эти слова в рекламных роликах, читали в газетных и журнальных статьях, на этикетках товаров. И настолько им внушили мысль, что отсутствие консервантов – это полезно и безопасно, «точно натурально», что любые мысли об их наличии в любимых средствах и продуктах вызывают страх и панику. Хотя похожее слово «консервация» известно нам с детства. Наверное, все хоть раз консервировали фрукты, овощи, грибы. И на подсознательном уровне люди понимают, что это правильно и хорошо. Так в чем же таится ответ, почему мы совсем по-разному реагируем на 2 родственных понятия? В этой статье попробуем разобраться, что представляют собой консерванты. Также мы выясним, зачем они нужны.

Если обратиться конкретно к косметическим средствам, то консерванты представляют собой вещества, которые обладают антигрибковым и антибактериальным эффектами, благодаря которым заметно снижается риск микробного заражения, способного вызвать порчу продукта, а иногда и отравление потребителя.

Косметика должна отвечать всем требованиям безопасности. Эта позиция единодушно принята изготовителями, потребителями и надзорными органами. Концепция безопасности в современном мире – фундаментальная основа всех косметических законодательств. В качестве одного из главных требований выступает отсутствие в косметике потенциально опасных микроорганизмов в течение всего срока годности продукта.

Некоторые микроорганизмы могут привести к разнообразным видам порчи косметики. Лактобактерии (молочнокислые бактерии) нередко вызывают вспенивание и разбухание упаковки продукта. Плесень быстро разрастается в колонии, которые видно даже невооруженным глазом. Бактерия Enterobacteriaceae вызывает фазовое разделение, Pseudomonas выделяет слизь, а дрожжеподобные грибки источают весьма неприятный запах при брожении. Некоторые микроорганизмы потенциально опасны. Так, Pseudomonas aeroginosa и Staphyllococus aureus могут выступать в качестве причины конъюнктивита. Плесень активно вырабатывает канцерогенные токсины. Candida albicans обычно селится на коже и вызывает грибковые болезни.

Как же ваш любимый крем, шампунь или тоник портятся? В воздухе постоянно циркулируют микроскопические пылинки, населенные множеством бактерий. Кроме этого, в них есть споры грибков. На наших руках также живет огромное количество патогенных микроорганизмов. Именно поэтому, когда мы открываем флакон или касаемся пальцами носика дозатора, грибки и бактерии проникают в средство и получают прекрасную питательную среду. Перерабатывая компоненты косметики, патогенные микроорганизмы интенсивно размножаются. Они изменяют цвет продукта и придают ему неприятный запах. Повышенная температура и влажность усиливают эти процессы. Буквально через несколько дней (а иногда хватает и часов) полезных компонентов в креме попросту не остается, ведь он теперь насыщен продуктами жизнедеятельности бактерий. Поэтому применять его бессмысленно, а в некоторых случаях – даже опасно.

А теперь узнаем, можно ли производить косметику без использования консервантов? Да, но только в домашних условиях. Например, можно приготовить полезную маску из фруктов и овощей. Но неиспользованные остатки нужно выбросить, ведь до следующей процедуры они испортятся даже в холодильной камере. В условиях массового производства использование консервантов в продуктах питания, лекарствах, а также косметике обязательно. Это связано с тем, что произведенные без них продукты, которые содержат воду, хранятся не более 3 суток. По истечении этого срока даже при соблюдении всех условий хранения они портятся. При сегодняшней глобализации и индустриализации пищевой, фармацевтической, косметической индустрии 3 дня – очень маленький срок.

Что же означает надпись на флаконе «без консервантов», а также отсутствие консерванта в косметике? Здесь может быть несколько вариантов.

Во-первых, производитель решил не указывать полный состав продукта, иначе говоря он просто утаил правду. Нередко так поступают бренды, не дорожащие своим добрым именем, т. к. они считают, что потребитель не узнает о содержащихся консервирующих веществах.  А ведь у человека может быть аллергия на данные компоненты, и он не купил бы косметику и средства гигиены с консервантами, вызывающими у него неадекватную иммунную реакцию.

Во-вторых, безводный косметический продукт (стик, массажное масло и пр.) не требует консервации. В этом случае вместо консерванта используется антиоксидант – специальный компонент, который замедляет окисление косметических ингредиентов. Отмечается, что в 90 % случаев к микробному заражению продукции приводит вода, не в полной мере соответствующая стандартам.

В-третьих, концентрация консервантов может быть очень мала. По правилам международной номенклатуры косметических ингредиентов (INCI – International Nomenclature of Cosmetic Ingredients) бренд имеет право не указывать их. Это разрешено в случае, если ингредиенты в составе продукта уже защищены консервантами и при производстве средства использовалась специальная технология.

В-четвертых, косметика содержит более 50 % отдушек, в которых присутствуют компоненты, обладающие антимикробным действием (гликоли, спирты и пр.). Прекрасным примером здесь может послужить парфюмерия.

В-пятых, отсутствие консерванта в некоторых случаях можно компенсировать полной стерильностью производства. При этом возможность внесения заражения самим потребителем должна быть исключена. В этом случае речь идет именно об одноразовой упаковке. Это реализуется при изготовлении стерильных растворов в медицине.

В-шестых, большая доля натуральных компонентов с антимикробным эффектом теоретически может исключить добавление консервантов. Данный вопрос нам стоит рассмотреть поподробнее, т. к. это служит главным доводом сторонников использования «натуральных консервантов» в косметике.

Натуральный консервант – это ингредиент, который выделяется из природного растительного сырья. Он представляет собой смесь веществ, обладающих противогрибковыми, антибактериальными свойствами и относящихся к разным классам химических соединений.

К мощным природным консервантам для косметики относят: эфирные масла (например, масло герани, чайного дерева, эвкалипта и др.), экстракты (коры сосны, шалфея, ромашки, ягод клюквы, черники, брусники и пр.), прополис и многое другое. Но даже самый тщательно подобранный комплекс, введенный в выверенной концентрации, не дает гарантию сохранности продукта. Все дело в том, что растительные консерванты менее эффективны по сравнению с искусственными. Природные обладают более мягким бактериостатическим действием, а значит, их дозу нужно увеличивать, а это может вызвать аллергические реакции и раздражение кожи. Кроме того, у них не столь широкий спектр действия. Поэтому процедура подбора оптимальной антимикробной композиции является очень сложным процессом. В некоторых случаях не обойтись без использования консервирующих добавок.

Также считают, что для сохранения косметики, пригодной для применения в течение продолжительного времени, изготовитель вынужден использовать много консервантов, так как все средства хранятся при комнатной температуре, в отличие от большинства продуктов питания. Давайте разберемся, как же происходит выбор того или иного консерванта. Также попробуем узнать, чем определяется его количество в косметике.

Современный консервант должен соответствовать следующим критериям:

  • иметь широкий спектр активности (против грибов, бактерий, дрожжей);
  • быть эффективным в течение всего срока хранения косметики;
  • иметь высокую скорость замедления развития и роста патогенных микроорганизмов;
  • быть безопасным с точки зрения физиологии в допустимых концентрациях;
  • хорошо растворяться в воде;
  • быть совместимым со всеми сырьевыми компонентами рецептуры;
  • не иметь цвет и запах, не влиять на органолептические свойства изделия;
  • обладать отличной термостойкостью;
  • иметь совместимость с упаковкой, т. к. некоторые материалы могут адсорбировать (поглощать) консерванты;
  • быть легко распознаваемым обычными методами анализа в изделии данного типа;
  • иметь эффективность в широком диапазоне рН;
  • быть разрешенным к применению во всех странах;
  • обладать экологической безвредностью и биоразлагаемостью;
  • быть привлекательным с экономической точки зрения.

Сегодня, наверное, нет консервантов, которые бы отвечали сразу всем этим критериям. Но специалисты нашли выход. Консерванты между собой комбинируют и создают мультикомпонентные системы. Основными их достоинствами являются: синергический антимикробный эффект, расширение антимикробного спектра действия, уменьшение риска устойчивости микроорганизмов, снижение уровня токсичности, концентрации консервирующей смеси. В связи с этим долгий срок годности косметики обеспечивается не из-за использования большого количества консервантов, а благодаря их умелому сочетанию, в т. ч. с натуральными ингредиентами.

Что касается количества консервантов, то стоит отметить, что у них четко прослеживается зависимость «доза-действие». Поэтому их добавление в косметику имеет смысл тогда, когда они используются в достаточной концентрации. Развитие патогенных микроорганизмов нужно остановить на начальной стадии размножения, а не когда их рост стал экспоненциальным (см. рисунок).

Вот почему так важно подобрать нужный консервант (смесь) и ввести его в достаточном количестве, то есть четко соблюсти принцип «достаточности и необходимости».

А теперь давайте поговорим о сроке годности. Согласно Государственному стандарту РФ 51391-99 (ГОСТ Р 51391-99. Изделия парфюмерно-косметические. Информация для потребителя. Общие требования) «срок годности – это период, по истечении которого парфюмерно-косметическое изделие становится непригодным для использования по назначению. Срок годности устанавливает изготовитель парфюмерно-косметического изделия, который обязан гарантировать соответствие изделия требованиям безопасности для жизни и здоровья потребителя и сохранность потребительских свойств при соблюдении условий хранения». Так вот все дело в том, что срок годности, который указан на упаковке, – это время, в течение которого продукция может продаваться. Находясь в оригинальной упаковке до вскрытия, средство никак не контактирует с внешней средой и в него не попадают патогенные микроорганизмы. Производитель при определении срока годности учитывает ряд факторов. К ним относятся: вид косметики, насыщенность ее состава, тип упаковки и пр. Поэтому на разные виды продукции срок годности разный. После вскрытия упаковки время хранения уменьшается. На это также влияют и другие факторы: вид упаковки (например, диспенсеры MIRRA препятствуют контакту косметического средства с окружающей средой и надежнее защищают его даже после начала использования), условия хранения и пр. Стоит напомнить, чтобы косметика была полезной намного дольше, нужно соблюдать температурный режим (обычно от 0 до 25 °С), не оставлять ее под прямыми солнечными лучами или в месте с повышенной влажностью. Также важно не вскрывать диспенсер, не откручивать дозатор, стараться избегать контакта пальцев с содержимым упаковки или банки.

Возвращаясь к началу статьи, хотелось бы снова провести аналогию с пищей: на 1 день еда свежая, на 2 – желательно прокипятить, дать детям или съесть самим, на 3 – можно есть только самим, а если ее употребить на 4, то могут быть негативные последствия (например, отравление).

То же происходит и с косметикой. Через 3 дня средство, в состав которого не входит консервант, становится не пригодным к использованию. Это касается случаев, когда продукция хранится в холодильнике. Так что решать вам самим – поддаться на уловки изготовителей, утверждающих, что консерванты в их продукции отсутствуют и подвергнуть себя возможному риску или пользоваться высококачественной косметикой, защищенной различными консервантами, в т. ч. и природными, выбор которых обоснован многочисленными исследованиями и индивидуально сбалансирован по составу и количеству для каждого средства.

Именно такой подход использует MIRRA – компания, искренне проявляющая заботу о своих потребителях. Она будет делать это и впредь, тщательно изучая и подбирая новые безопасные консервирующие добавки.

Оксана Иванова, ведущий технолог, ассистент кафедры технологии химико-фармацевтических и косметических средств РХТУ им. Д. И. Менделеева.

Литература:
1. Беликов О. Е., Пучкова Т. В. Консерванты в косметике и средствах гигиены. М.: Косметика и медицина: Издательский дом, 2003. – 250 с.: ил.

2. Беликов О. Е. Микробиологическое заражение косметической продукции и использование консервантов как способ его предотвращения. М.: Косметика и медицина: научный альманах. 2000, №4.

3. Люк Э., Ягер М. Консерванты в пищевой промышленности. – 3-е изд. Пер. СПб: ГИОРД, 1998 – 256 с.

4. Зигерт В. Контроль за микробиологическим качеством парфюмерно-косметических средств. М.: Косметика и медицина: научный альманах. 2001, №2.

5. Гудзь О. В. Принципы подбора консервантов для косметической продукции. Харьков, Украина: Журнал Провизор. 1999, №14.

*При использовании материалов статьи гиперссылка на источник обязательна